Программа «Орлята – дошколята» апробируется в образовательных учреждениях страны
01.12.2025
Программа «Орлята – дошколята» апробируется в образовательных
учреждениях страны
«Орлята-дошколята»
– это один из содержательных модулей программы «Орлята России», направленный на
развитие начал социальной активности детей старшего дошкольного возраста и
решение задачи преемственности уровней дошкольного и начального общего
образования.
В 2024 году
методические рекомендации «Орлята-дошколята» стали доступными для использования
дошкольным образовательным организациям страны. При создании методических
рекомендаций были учтены требования, предъявляемые к содержанию деятельности
детских садов ФОП ДО и ФГОС ДО. А также сохранены основные ценности программы
«Орлята России»: Родина, семья, спорт и здоровье, познание, природа, команда.
Внедрение
рекомендаций начинается с этапа знакомства с ними педагогического коллектива,
активного включения родителей в планирование совместной деятельности в учебном
году.
«Сейчас идёт активное знакомство детских садов с предлагаемой
программой «Орлята-дошколята». Первый этап состоит из двух частей – погружение
педагогического коллектива в подробности методического материала, ознакомление
с рекомендациями по их включению в систему работы детского сада.
Вторым шагом является активное включение родителей в совместную деятельность.
Взрослые договариваются о том, как они будут взаимодействовать в связке «ребёнок-родитель-педагог»
и планируют события, которые будут проходить в рамках предложенных направлений
в подготовительных группах», – сказала Ольга
Шевердина, старший методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России».
На данный
момент специалисты программы «Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» проводят
консультации с детскими садами из различных регионов Российской Федерации для
помощи по включению методических рекомендаций в деятельность дошкольного
образовательного учреждения. Ознакомиться с материалами можно на официальном
сайте «Орлят России» МР ДОО Орлята России.
Орлята России в контексте дошкольного воспитания
«Орлята России» - всероссийская программа социальной активности детей.
Она была создана по поручению министра просвещения РФ Сергея Кравцова в 2021
году и разработана Всероссийским детским центром «Орлёнок» и Российским
движением детей и молодежи «Движение первых» https://orlyatarussia.ru/.
6 декабря 2023 года Сергей Кравцов на заседании Наблюдательного совета
Движения первых под председательством Президента Владимира Путина выступил с
предложением масштабировать проект «Орлята России» на дошкольный возраст.
Проект
соответствует приоритетным задачам Российской Федерации в сфере воспитания
детей (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
г.). А также приоритетным направлениям государственной политики РФ в сфере
образования и воспитания. В Федеральном законе от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся» под воспитанием понимается «..деятельность,
направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде».
Актуальность
проекта «Орлята России» обусловлена Федеральным законом от 14.07.2022 № 261-ФЗ
«О российском движении детей и молодежи». Закон предусматривает проведение
воспитательной работы с участниками движения, стать которыми могут дети,
родители и их наставники. При этом под
социальной активностью детей, опираясь на определения В.Г. Маралова и
В.А. Ситарова, следует понимать активность личности ребёнка (в частности
дошкольника), его способность включаться в специфическую для данного возраста
деятельность по решению общественных задач, проявлять такой уровень психической
активности, который бы способствовал получению результатов, значимых для других
и для себя в плане становления социально значимых черт личности.
Опираясь на
вышеперечисленное, можно сделать вывод о том, что необходимо создавать детское движение, уже начиная с
дошкольного возраста. Погружение в данную тему, поиск необходимой литературы
показали, что в дошкольных организациях не используется такая форма для
развития социальной активности старших дошкольников в процессе патриотического
воспитания как «Детское движение».
Под детским движением мы понимаем, что это становление различных групп,
объединений, в которых консолидируются дети, дети и взрослые по принципу
общности их личных и общественных устремлений. Детское движение способствует
самовыражению, самоопределению и социализации личности ребенка. В детском
движении ребенок приобретает социальный опыт общения и деятельности.
В нашем МБДОУ
работа по данной теме была начата с адаптации программы «Орлята России» для
старшего дошкольного возраста.
Целевую группу составили дети от 6 до 7 лет, т.к. это будущие
первоклассники, которые в перспективе в школе вольются в проект «Орлята России»
в рамках Всероссийского движения детей и молодёжи «Движение первых».
Давайте
вместе творить, расти и совершенствоваться - для нас самих и для детей, которых
мы растим, учим и воспитываем!