25.01.2023
Основы
формирования функциональной грамотности дошкольников
На
этапе дошкольного детства, обучая детей элементарной грамотности, мы формируем
предпосылки для овладения функциональной грамотностью. Задача педагога –
научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира.
Одна из
важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных
людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку
подготовка детей к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предошкольный
период воспитания.
Сейчас в сфере
образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для
обсуждения на всех уровнях: и в детских садах, и в школах, и в Министерстве
просвещения, и в Совете по науке и образованию. Почему же она становится такой
важной?
Современный мир
стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти
сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых
технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими
изменениями самого человека.
Начинать формировать
функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста т. к. функциональная
грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному
участию ребенка во всех видов его деятельности, потребностью активной личности дошкольника,
для формирования высокого уровня общения и социальных отношений.
Развитие
предпосылок функциональной грамотности способствует не только реализации
преемственности дошкольной и школьной ступени, но и
закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада
в школе.
Функциональная
грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть
знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается
базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной
почвой, которая в последствии помогает будущему школьнику приобретать знания и
учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.
Актуальность
данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий,
позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
Функциональная
грамотность характеризуется следующими показателями:
• готовность
успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои
способности для совершенствования;
• возможность
решать различные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи,
обладать сформированным умениями строить алгоритмы основных видов
деятельности;
• способность
строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими
требованиями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
• совокупность
рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к
дальнейшему образованию, самообразованию и дальнейшему развитию, умением
прогнозировать свое будущее.
Так что
такое функциональная грамотность?
Функциональная
грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянные
приобретаемые знания, навыки и умения для решения максимально широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений.
Каждый
педагог дошкольной образовательной организации должен понимать,
что функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к
окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже
имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения
разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером
могут быть: функциональная готовность к школе, сформированность
предпосылок УУД).
Функционально
грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в
соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные
признаки функционально грамотной личности : это человек самостоятельный,
познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами,
ключевыми компетенциями.
Таким образом,
можно сказать, главное и сделать вывод, что функционально
грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот,
кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их,
самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию
современного общества. То есть
Функциональная
грамотность связана с готовностью:
- добывать
знания;
- применять
знания и умения;
- оценивать
знания и умения;
- осуществлять
саморазвитие.
Международные
образовательные стандарты нацелены на три основных ключевых грамотностей.
Это математическая грамотность, естественно научная и
читательская грамотность. Из которых формируются глобальные
компетентности.
способность
человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей;
расширять свои
знания и возможности;
участвовать в
социальной жизни.
Естественнонаучная грамотность
способность
человека использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и
делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и
тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений.
Математическая грамотность
способность
человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и
использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Что такое
читательская грамотность, математическая и
естественнонаучная грамотность, я об этом говорить не буду, т. к. об этом
скажут коллеги.
Из этого
вытекает глобальные компетенции.
Так что такое
глобальные компетенции? Это
• Способность
действовать индивидуально в зависимости от различных ситуаций, которые могут
быть связаны и с математической грамотностью и с читательской, естественнонаучной грамотностью
и умением работать, конечно же, в команде;
• способность
критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального
характера и межкультурного взаимодействия;
• осознавать как
культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать
влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей;
• вступать в
открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми
на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
И инструментарий
педагога должен, направлен, прежде всего, на управление поведений, на
разрешение конфликтов, на умение правильно вести себя в незнакомой среде –
культурной, профессиональной, социальной.
И на это
нацелена государственная политика в сфере образования.
Конечно, для
достижения детьми максимальных результатов необходимы:
- высокий
уровень теоретической и практической подготовки воспитателя,
- организация и
совершенствование предметно- развивающей среды
- грамотный,
продуманный подход к организации всех режимных моментов с уместным
использованием развивающих методик проблемного обучения и учетом
индивидуального подхода к ребенку.
Функциональная
грамотность - это не просто норма, но и обязанность педагога, наше с вами
самообразование и саморазвитие.
Желаю всем
успехов и высоких результатов!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.01.2023
Дата обновления: 25.01.2023
Дата публикации: 25.01.2023